Авторадиостанции достаточно распространены, обеспечивая радиопокрытие в радиусе до нескольких десятков километров (максимум) в условиях открытой местности, и до 10 км в городских условиях. Это компактные устройства для профессиональной и любительской связи, работающие в различных участках УКВ диапазона. Они могут условно подразделяться на рации гражданского (СВ) диапазона, и на УКВ рации, поддерживающие VHF, UHF частоты.
Обе категории раций имеют тангенту с микрофоном и кнопкой передачи, разговорный динамик, кнопки и регуляторы управления различными функциями, наружную антенну, подсоединяемую через кабель к рации, и провода для подключения питания. Радиостанции устанавливаются, как автомобильная магнитола, так как имеют схожие габариты. Питание радиостанций осуществляется от бортовой сети с напряжением 13,8 В.
Опционально, рации СВ, как правило, располагают ограниченным набором функций, имеют фиксированные каналы связи, разбитые либо в российской, либо в европейской сетке частот. Обычно, это 40 каналов, отстоящих друг от друга с шагом 10,0 кГц (например, 15 канал дальнобойщиков 27,135 МГц в европейской сетке). Российская сетка частот отличается сдвигом по частоте на 5 кГц, соответственно, 15 канал для дальнобойщиков будет 27,130 МГц.
Также рации такого типа могут поддерживать частотную (FM) и амплитудную (АМ) модуляцию. Мощность таких устройств не превышает 4 ватт, что позволяет их использовать без разрешительных документов. Несмотря на малую мощность, дальность связи может достигать приличных величин за счёт хорошего огибания больших препятствий радиоволнами длиной 10 - 11 метров (26,6 - 30 МГц). Но на этом преимущества СВ диапазона заканчиваются, так как в этом диапазоне присутствует значительный уровень промышленных помех, особенно, при АМ модуляции, а также недостаточна эффективность автомобильных антенн, длина которых ограничена физическими возможностями. Требуемая минимальная длина антенны должна быть не менее 2,5 м (четверть длины волны). Но на практике её изготавливают не более 1,5 - 1,8 м. Несмотря на существенные недостатки, отсутствие разрешения на пользование, невысокая стоимость, лёгкость установки и хорошая дальность связи, дают возможность массово применять эти рации для любительской связи. Особенно стали популярны эти рации для дальнобойщиков.
Эти рации можно отнести к профессиональной категории, так как они поддерживают множество опций, таких, как:
Работа через репитер,
Сканирование,
Поддержка всех стандартов связи, кроме цифровой,
Поддержка аналоговых тонов CTCSS и цифровых кодов DCS,
Частотный или канальный режим,
Работа в двух частотных диапазонах VHF+UHF: (136-174 МГц) + (400-470 МГц), или в одном из них,
Запись каналов в память,
Функция VOX,
Функция ТОТ,
И другие.
Мощность данных раций может составлять от 10 до 100 ватт. Поэтому, необходимо перед использованием зарегистрировать рации в соответствующих органах, и приобрести разрешение на использование УКВ частот. Этот тип раций работает только узкополосной частотной модуляцией F3E и не может быть использован совместно с рациями СВ диапазона. Зато данный тип полностью совместим с рациями представленного модельного ряда на данном сайте.
Более подробно ознакомиться с главными параметрами автомобильных радиостанций можно на специальной странице.
Самым важным делом для получения максимальных показателей надёжности и дальности, будет правильная установка радиостанции.
Нужно выбрать такое место в автомобиле, где рация будет легкодоступна для водителя. Это место может быть рядом с автомагнитолой, либо вместо неё устанавливается рация. С учётом большого нагрева рации при передаче, нужно обеспечить свободный доступ воздуха к её радиатору. Также необходимо, для подключения рации к питанию, использовать провода минимальной длины и достаточного сечения (не менее 2,5 кв.мм). Не стоит забывать, что подключение производится строго с соблюдением полярности и через плавкий предохранитель (обычно, имеется в комплекте), рассчитанный на чуть больший ток, чем тот, который потребляет радиостанция в режиме передачи на полной мощности.
Очень важным моментом является подключение антенны. ВЧ кабель, прилагаемый к рации, должен быть проложен без резких изгибов, и так, чтобы исключить его защемление при закрывании дверей. Наружная антенна крепится, обычно, на магнитной основе. Лучшим местом для её установки является крыша автомобиля. Все разъёмы должны быть загерметизированы от попадания влаги.
Внимание! Запрещается включать рацию на передачу при отключенной антенне. В противном случае, рации грозит серьёзный ремонт.
1. Микрофон - улавливает звуковые вибрации (голос), преобразуя их в напряжение звуковой частоты;
2. Микрофонный усилитель - усиливает по напряжению сигнал с микрофона;
3. Модулятор - формирует узкополосный RF сигнал;
4. Усилитель мощности RF - усиливает сигнал ВЧ до нужной мощности;
5. СВИТЧ - антенный коммутатор;
6. ФНЧ - фильтр низких частот, согласует выход передатчика с антенной, и отфильтровывает ненужные гармоники;
7. Дисплей - отображает текущую информацию о состоянии и режимах радиостанции;
8. Контроллер - "мозг" рации, управляет работой основных модулей;
9. Синтезатор - формирует сетку рабочих частот;
10. УРЧ - усилитель радиочастоты входного сигнала приёмника;
11. Смеситель 1 - формирует первую промежуточную частоту (ПЧ);
12. ФПЧ 1 - пьезофильтр первой ПЧ;
13. Смеситель 2 - формирует вторую ПЧ;
14. ФПЧ 2 - пьезофильтр второй ПЧ;
15. УПЧ - усилитель промежуточной частоты;
16. Демодулятор - выделяет из сигнала звуковую частоту;
17. УМЗЧ - усилитель мощности звуковой частоты;
18. Динамик - преобразует звуковое напряжение в звук;
19. Антенна - антенный разъём N-типа для подключения антенны.